Сураюд Чуланонт отставной военный (генерал), является одной из наиболее известных и уважаемых в стране фигур, пользующихся одинаково высоким доверием как среди военных, так и среди гражданских деятелей. Военные, захватившие власть в стране в результате путча 19.09.2006 г., выбрали его кандидатуру на пост главы Правительства, не в последнюю очередь потому, что Сураюд обладает положительной репутацией у видных и влиятельных политических кругов в странах Европы и в Америке.Surayud Chulanont archive image)
За свою 40-летнюю военную карьеру Сураюд приобрёл известность как неподкупный и принципиальный государственный деятель. В ходе политического и конституционного кризиса 2004-2006 годов, собственно и завершившихся переворотом и введением военного положения, он занимал твёрдую и непримиримую позицию в отношении предшествующего правительства свергнутого премьера Таксина Чинавата.
Сураюд родился в 1943 году в провинции Петчабури. Его дед Прая Си Ситтхи Сонгкрам был одним из лидеров партии монархистов и был репрессирован. Его отец, высокопоставленный военный офицер полковник Пайом Чуланонт, разочарованный в политике государства, ушёл в джунгли и присоединился к бригадам партизан-коммунистов, а впоследствии стал членом Центрального комитета подпольной Коммунистической партии Тайланда.
В годы юности Сураюд получил военное образование в престижной военной Академии Чулаломклао и в 60-х гг. прошлого века сражался против коммунистических боевиков в горных районах на севере Тайланда. Став высокопоставленным военным, он к началу 90-х гг. командовал элитными воинскими частями Бангкокского гарнизона, что впоследствии стало предметом многочисленных политических спекуляций некоторые политики обвиняли его в гибели демонстрантов в Бангкоке в ходе памятных событий «кровавого мая» в 1992 году.
Однако сам Сураюд категорически отвергает эти обвинения, как и многие его сослуживцы, свидетельствующие, что он никогда не отдавал приказа стрелять по демонстрантам. Напротив, его военное кредо всегда состояло в том, что армия не должна силовыми методами вмешиваться в политические процессы, если они не угрожают безопасности страны и её граждан.
В конце 90-хх гг. он возглавлял группировку войск, сражавшихся против бирманских боевиков, которые на северо-западе страны поддерживали этническое партизанское движение народности Ва, контролировавших наркотрафик. В эти же годы Сураюд возглавлял тайландские силы в составе Международных миротворческих сил ООН в Восточном Тиморе.
С 1997 г. генерал Сураюд получил известность как открытый противник и разоблачитель коррупции, что, в конце концов, привело к его ссоре с премьером Таксином, результатом чего стало его смещение с поста, и он был переведён на чисто церемониальную генеральскую должность, где никакой реальной власти и влияния в армии не имел, а в 2003 году и вовсе был отправлен в отставку
После отставки Сураюд некоторое время был буддистским монахом, пока не был назначен членом Тайного Королевского Совета, где занимал пост советника короля по вопросам устройства вооружённых сил. На этом посту он проводил линию на дальнейшее отделение армии от политических процессов, на укрепление командирского корпуса высокопрофессиональными кадрами, на современное реформирование структуры вооружённых сил, замену доктрины численности на доктрину эффективной боеспособности. Численность личного состава армии была уменьшена до 212 тысяч человек (включая все рода войск).
После военного переворота 19.09.2006 г.
Совет национальной безопасности во главе с генералом Сонтхи Буниаратклином (фото слева) решил всё-таки не брать непосредственную политическую власть в свои руки, а передать её временному гражданскому правительству. В силу этого и сам Совет был переименован в Комитет демократических реформ. Встал вопрос о выборе кандидатуры временного премьера. Именно Сураюд оказался фигурой, которая одновременно не устраивала никого, а, значит, устраивала всех.
Различные политические силы Тайланда противоречиво оценивали его: для военных он давно уже не является «своим», для гражданских он всё-таки генерал и, значит, олицетворяет армию. Что же касается политических партий, то ни к какой из них он не принадлежал и никогда не был замечен в лоббировании чьих-либо политических интересов.
Вкупе с его репутацией абсолютно неподкупного и самостоятельного государственного деятеля и одобрением его кандидатуры королём Пумипоном, это и предопределило выбор, который пал на него. С 1 октября 2006 года Сураюд Чуланонт занимает пост премьер-министра Временного Правительства страны.
В короткий срок его правительство разработало Временную (на период до новых всенародных выборов) Конституцию взамен отменённой Конституции 1997 года и провело её утверждение через парламент, подготовило план неотложных мероприятий в различных областях политики, экономики, культуры и образования.
Различные политические обозреватели и международные наблюдатели дают довольно противоречивую оценку этому плану, во всяком случае, отдельные его пункты вызывают споры и бурные обсуждения.
Главным камнем преткновения в этих оценках является вопрос об антидемократических методах проведения реформ и о персональном составе кабинета министров, большинство ключевых постов в котором заняли члены Тайного Королевского Совета, почти все бывшие военные. Критикуется также и возрастной состав кабинета большинство министров старше 55 лет и традиционно принадлежат к бюрократическим кругам. Тем не менее, опросы населения показали, что пока правительство пользуется поддержкой граждан.
Как бы там ни было, но в ближайших планах временного кабинета целый ряд срочных мероприятий, предложенных Сураюдом: немедленная отмена законов и нормативных актов, способствующих коррупции чиновников, противодействие любым формам рекламы алкоголя, введение бесплатной первичной медицинской помощи всем гражданам независимо от типа медицинского учреждения, отказ от импорта гидроэлектроэнергии из Бирмы, отмена участия Тайланда в международной программе OLPC (каждому школьнику по компьютеру) по мотивам его заведомой коррупционности, введение обязанности для 430 престижных международных начальных и средних школ страны в обязательном порядке принимать до 50% учащихся из соседних с ними провинций, не имеющих подобных учебных заведений.
Также планируется целый ряд экономических реформ, направленных на оздоровление экономики и снижение уровня её «коррупциогенности», в том числе приостановление участия акций ряда крупнейших государственных компаний в международных биржевых торгах, оздоровление бюджета страны путём немедленного взыскания налогов с предприятий-должников.