Помимо крупных государствообразующих этносов (таи, лао, кхмеры, мон, шан) на территории стран Юго-восточной Азии (Тайланд, Лаос, Бирма, Камбоджа), также исторически расселяются весьма крупные популяции этнических меньшинств, большинство из которых не являются пришлыми и населяют эти территории многие века, оставаясь до наших дней полукочевыми.
Некоторые даже в прошлом играли ведущую роль в формировании государственности, но впоследствии утратили лидирующую роль, отойдя на вторые-третьи позиции (например, в Бирме народ мон на заре государственности играл ключевую роль, а ныне стал относиться к меньшинствам). Особенно это важно учитывать, говоря о государстве Мьянма, которое вообще-то всё создано как некое лоскутное одеяло, и до сих пор центральная власть ведёт вооружённую борьбу за объединение страны, тогда как некоторые значительные этнические меньшинства, борются с оружием в руках за автономию и даже за самоопределение и небезуспешно уже на протяжении десятилетий.
Большинство этнических меньшинств расселено в высокогорных труднодоступных районах и исторически передвигаются без учёта нынешних государственных границ, а, кроме того, мигрируют по обе стороны границы не один-два раза, а годами проделывают эти переходы. Поэтому одноимённые народности можно встретить в некоторых районах и Тайланда, и Лаоса, и Бирмы, и Камбоджи. В основном это касается высокогорных народностей и племён.
Такая народность, как карен, вообще уже многие годы борется за создание собственного государства (ныне эта народность населяет горы в районе Золотого треугольника и крупные конгломерации их живут в Бирме, Тайланде, Лаосе).
Большинство малых народностей живут высоко в горах или на горных плато и ведут достаточно замкнутый образ жизни. В последние годы, правда, они научились по-своему извлекать прибыль из туризма, демонстрируя традиционный уклад жизни, быт, обычаи и праздники, национальные костюмы и ремёсла приезжим. Иногда можно даже встретить такое явление, когда демонстрируется не совсем то, что есть на самом деле, а в большей степени то, что хотят увидеть туристы.
Кстати, в последние 20-25 лет многие представители горных племён, так и не освоившие основных языков своих государств, освоили, тем не менее, в той или иной степени, английский. На вопрос о том, зачем же они показывают туристам то, что не свойственно их действительным историческим традициям, культуре, быту и одежде, они только улыбаются и разводят руками, указывая на иностранцев, дескать, ну им же нравится экзотика, так почему бы не подзаработать на шоу и на продаже сувениров.
Кстати, надо иметь в виду, что практически у всех народностей, а особенно из входящих в их состав племён, есть не одно, а несколько наименований. В каждой из сопредельных стран их временной дислокации, их называют по-своему. Соответственно, на территории каждой из этих стран, они сами называют различные варианты своих самоназваний, что проистекает от особенностей местных языков и диалектов.
Некоторые из племён, несмотря на строжайший законодательный запрет, продолжают возделывать на высокогорных делянках коноплю и опиумный мак, пользуясь выгодами географического положения и тем, что у властей далеко не всегда найдутся эффективные средства борьбы с этим явлением. В свою очередь, полицейские власти и сами не особенно стремятся предпринимать активные действия, ведь в основном эти «поляны» хорошо охраняются вооружёнными бандитами из состава племён, а вести неизбежную, а часто и безнадёжную в таком случае войну с малыми народами, у властей желания нет до тех пор, пока наркотрафик не приобретает больших масштабов и не становится предметом межгосударственных разногласий.
Бирма и Тайланд предпринимают активные действия по вооружённой борьбе с горными племенами, возделывающими опиумные плантации, но, не столько по соображениям пресечения наркотрафика, сколько из своих собственных политических интересов унификации страны под единым началом. В последнее время в Лаосе также предпринимаются своеобразные «меры безопасности» все пассажирские автобусы междугороднего сообщения, следующие по горным серпантинам, сопровождает вооружённый полицейский автоматчик с целью зашиты пассажиров от нападения боевиков.
Хотя, надо сказать, что, как правило, полицейский и опиумные партизаны, договариваются полюбовно. Вместе с тем, должен предупредить любителей поездить «дикарём» в высокогорных районах Юго-восточной Азии перемещение с помощью автомобильного транспорта небезопасно, поскольку от нападения или вооружённых разборок, которые здесь случаются нередко, никто не застрахован. Даже в последние несколько месяцев были случаи нападения не только на одиночные легковые автомобили, но и на туристические автобусы.
А придти на помощь тут некому мобильная связь в приграничных горных районах не работает, единственная дорога на сотни километров вперёд и назад это та, по которой вы едите узкий горный серпантин. Другие страны региона либо ограничиваются видимостью охраны границ, либо вообще (как Тайланд) чаще всего принимают кочевников на своей территории, выдают им ID карты (паспорта), ставят на учёт у себя, что в итоге оказывается более рациональным.
Но когда переселенцам мужского пола исполняется 20 лет и наступает срок призыва на армейскую службу, каждое из государств требует «уклониста» в ряды своих армий, а тому границы нипочём куда надо, туда и идёт. В итоге, чаще всего, представители меньшинств не идут служить ни в одну из армий, а зачисляются в собственные вооружённые племенные банды, и направляются на охрану «полян», где растёт конопля, опиумный мак и прочие растения подобного вида.
АКХА. Горная народность, селения которой расположены в горах на севере Тайланда, в Бирме, и частично в Лаосе. Большая часть акха сейчас проживает на территории Тайланда в высокогорьях провинции Чанг Рай, однако достоверно установить численность населения не представляется возможным из-за постоянной неподконтрольной миграции через границы Тайланда, Лаоса и Бирмы. Причём, на территории каждой страны одно и то же племя или народность, именуются по-разному. Акха, например, в некоторых районах провинции Чанг Рай в Тайланде, именуются «игор» или «игоу». Акха подразделяются на несколько племён, отличающихся незначительно своими традициями и языком. Наиболее известными являются их два племени: «лоими-акха» и «у-ло акха».